воскресенье, 14 июля 2013 г.

Как писать эссе

  Эссе (с французского essai – попытка, проба, очерк, от латинского exagium – взвешивание) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. (Субъективный - свойственный, присущий только данному лицу, субъекту. Трактовка - то или иное понимание, толкование, освещение чего-либо).
Эссе - литературный жанр, основанный на ассоциативном мышлении.
Ассоциация - (от лат. associatio – соединение) – связь двух представлений (ощущений, восприятий, идей) когда одно, появившись, вызывает в сознании другое.
Заметим, что у всех ассоциации особые. Ассоциативный ряд зависит от многого: от силы впечатлений, вызываемых элементами ассоциативной связи, от их новизны, а также от способности человека к образному мышлению, от уровеня его знаний, жизненного опыта и т.д.
Ассоциативное мышление – мышление, основанное на ассоциациях. Исключительно важная составляющая разума человека по переработке информации, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование (отстранение от неважных деталей). Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей – обобщать, проводить параллели, порождать образ.
Применение эссе в наше время
В эссеистской манере изложения пишут философы, культурологи, искусствоведы, историки, - одним словом, специалисты в области общественных наук. Эссе имеет прямое отношение к публицистике.
Публицистика - (от лат . publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения разнообразия общественного мнения, в т. ч. формирующегося вокруг острых проблем жизни.
Обращаясь к этому жанру, профессиональный публицист должен обладать богатой памятью, обширными знаниями, бесконечной цепью ассоциаций, солидным опытом научно-теоретических изысканий и жизненных наблюдений. Читатель с первых строк обязан почувствовать в авторе эссе образованного, хорошо эрудированного специалиста, способного к широким обобщениям.(Обобщение - переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, вопросе - к мысли об общем).
Часто эссе может строиться без фабулы (в составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия), поскольку его предмет - авторский самоанализ мироощущения и интуитивное продвижение к новому знанию о бытии.  (Бытие - существование, реальность. Бытие определяет сознание).
На свободное самовыражение эссеиста накладывают отпечаток уровень и направленность общественного мнения, господствующие в стране философские концепции, особенности национального самосознания. Поэтому этот жанр, честно говоря, не укладывается в строгие рамки определений. Ведущей в современной эссеистике стала разработка бытия триады "человек, человечество, человечность" - поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Рассматривается эта триада, прежде всего, через нравственные категории, моральный уровень современного общества.
Кроме того, эссе применяется на выпускных и вступительных экзаменах, иногда при приёме на работу, так как позволяет оценить зрелость личности автора, его чувств, а также степень своеобразия мыслей и мировоззрения человека.
Основные признаки эссе
Такой вид манеры изложения как эссе применяется для оценки личности автора, его чувств, степени своеобразия мыслей, а также мировоззрения человека.
Учиться написанию эссе полезно для развития более четкого и грамотного формулирования мыслей, для тренировки работы с источниками, что, несомненно, помогает во многих сферах. (Цитирование стихотворных строчек, классических произведений, высказываний великих людей в эссе, если это к месту, очень приветствуется.)
 Рассмотрим особенности этого жанра.
 Основными признаками эссе являются:
- Небольшой объем;
- Конкретная тема;
- Открытое личностное осмысление;
- Свободная композиция;
- Парадоксальность, афористичность, образность;
- Разговорная интонация и лексика.
 Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, автобиографическим фактам, искусству и многому другому. В нем могут соединяться различные способы мировосприятия: и художественное, и научное, и религиозное, и философское. Тема эссе как правило полемически заострена (т.е. выводит на спор), нацелена на нравственный и эстетический выбор личности. Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль. В отличие от очерка, статьи – в эссе факты являются лишь поводом для авторских размышлений. Автор эссе не анализирует что-либо, а рассуждает на конкретную тему, подчеркивая субъективность своего отношения и не претендуя на исчерпывающий ответ на поставленный перед собой вопрос. Тезисы часто являются личным мнением, впечатлением автора, полной обоснованности для эссе не требуется, главное – достаточная эмоциональность, заразительность. (Тезис – положение, главная мысль.)
Пишущий эссе должен стараться максимально вступить в контакт с тем, кто будет читать его текст. Средства контакта – многообразны. К ним относятся вопросы к адресату, к самому себе с последующим ответом, различного рода обращения к адресату, высказывания, побуждающие читателя привлечь внимание  к определенному месту в тексте, к какой-либо цитате, и др. Возможно и введение додуманной  чужой речи типа: «Вы, возможно, скажете, что…»; «Вы, наверное, думаете, что…»; «Если бы мне сказали, что… то я бы ответил» и т.д. Отсюда текст эссе становится многоголосным (полифоничным). Читатель будто слышит несколько голосов, воспринимает несколько точек зрения, вступает в контакт не только с эссеистом, но и с целым рядом живших или живущих ныне людей. Это достигается и цитированием: так вы можете вплести в своё рассуждение мнение великих людей, слова известных литературных героев и т.д.
Тематическое соответствие
Остановимся на следующем законе эссе – это чёткое следование теме – тематическое соответствие. Причём, напомним, что наличие конкретной темы и вопроса в эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Именно поэтому в названиях эссе присутствует предлог «о» и наличие союзов «как» и «или». Например: «Книга, как врата мира», «О стихотворениях Гете» (Стефан Цвейг), «Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимир Набоков), «Как читать книгу» (Иосиф Бродский). 
Мало того, можно прямо тему в тексте не называть. Автор как бы «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования, подталкивая читателя к додумыванию мысли автора или к спору с ней. Это качество манеры написания характеризует свободное владение темой.
Заголовок, конечно, определяет тему работы, но кроме отражения содержания он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого. Как вы думаете, можно ли, опираясь только на названия, заранее судить о содержании работы? Конечно, нет, ведь мы уже говорили о парадоксальности эссе, как об одной из характеристик этого жанра. Но, однако, следует точнее разбираться в названии темы перед написанием работы.
Логика изложения рассуждений
При любом типе эссе – важна логика размышления в нём. Эссе  – это не только красивое законченное произведение в прозе. Это упорядоченная череда абзацев, несущих информацию, задача которой – целенаправленное действие: доказать, убедить, уверить или др.
Овладевая мастерством написания эссе, необходимо формировать "тезисное мышление", когда вы можете в лаконичной и понятной форме развивать исходный тезис. (Тезисы – главные мысли письменной работы, доклада, которые излагаются в нескольких предложениях.)
Вы должны поставить перед собой определенную цель: какое воздействие вы хотите оказать на читателя своего эссе?
Например, вы хотите:
1) предоставить информацию или  научить  читателя чему-то;
2) удивить читателя, или дать читателю что-то, что он оценит или от чего получит удовольствие;
3) тронуть читателя, подвигнуть на какой-либо поступок или помочь в принятии решения.
В хорошем  эссе  достигается одна или несколько таких целей. В плохом  эссе, даже при наличии идеальной композиции, орфографии и пунктуации, автор перед собой таких целей не ставит.
Авторская позиция
В эссе должна быть ярко выражена авторская позиция. Помните об этом при выборе темы (если есть выбор). Стоит ли тратить свою энергию, работая над темой, которая вас абсолютно не трогает? Пытливый читатель это почувствует и потеряет всяческий интерес к вашему труду. Эссе должно оказывать влияние на читателей, заставляя их переживать определенные эмоции (злость, удовлетворение, восторг, страх и т.д.) или мотивируя их на какие-либо поступки. Намного проще убедить кого-то в том, во что ты сам веришь или воодушевить на поступки, которые ты сам готов совершить.
Приёмы воздействия на читателя
Теперь поговорим о приёмах речевого воздействия на читателя вашего эссе.
Итак, вы выбрали тему и задумались: а какой цели вы хотите достичь, излагая своё видение этой темы?  Просто написать всё, что знаете по теме, как на экзамене? Тогда это не будет эссе. Надо попытаться в рамках изложения своих знаний раскрыть еще и личностное отношение к излагаемому. Как добиться эффекта "вашего присутствия" в тексте? Очень просто: продумайте в какой роли вы выступаете в своём эссе. Как учитель? Как проповедник? Как будто вы на исповеди? Как гид? Как оппонент?
Как «научить» читателя.
Работайте над эссе так, как будто действительно создаете что-то новое.
Когда вы пишете с целью «научить», подумайте над тем, что стоит рассказать об описываемом предмете. Затем поясните читателю, почему ему нужно знать об этом, а также расскажите, все, что считаете необходимым.
Попробуйте вести читателя за своей мыслью; предоставить ему множество данных, которые бы иллюстрировали или доказывали основной посыл; объяснить читателю, как каждая незаметная деталь составляет единую картину произведения; сравнить разные факты и версии, чтобы читатель понял, что есть что; расскажите ему историю, которую стоит знать, как учитель на уроке излагает новую тему.
Как поразить читателя.
Довольно часто эссе призваны удивить читателя. Надо писать так, чтобы читатель с самых первых строк почувствовал, что имеет дело с личностью, которую стоит узнать получше. Читателей эссе должно поразить что-то красивое, хорошее или настоящее, а ваша задача – помочь им оценить это, показать, почему оно достойно их внимания. Учтите, что если вы на самом деле считаете что-то красивым, хорошим или настоящим, вы можете положиться на собственный вкус, обосновывая свою позицию.
Например, если костюмы в фильме кажутся вам красивыми, помогите читателю представить, как они выглядели, и заинтересуйте их лучшими деталями. Если вы считаете, что определенная политика хороша для определенного народа, спрогнозируйте те хорошие результаты, которые произойдут в будущем, и свяжите их с проводимой политикой. Если вы поражены тем, как автор детективного романа держит вас в напряжении до самой последней страницы, постарайтесь передать это чувство читателю, приводя наиболее интересные отрывки и подчеркивая, что делает их такими интригующими. Если вы думаете, что философ попал в самую точку, объясните значительность проблемы, о которой пишет философ, и покажите, какой вклад он сделал в решение данного вопроса. И т.д.
Как тронуть читателя.
Если есть что-то значительное, что заставляет вас испытывать злость или страх, возможно, стоит рассказать об этом. Но в случае, если перед вами не стоит цель написать о себе, читателям, возможно, будет неинтересно знать, что трогает вас.
Есть три способа заставить человека сопереживать вам или хотя бы затронуть его эмоции:
- Если вы что-то чувствуете, объясните почему;
- Опишите читателю ситуацию или расскажите об опыте, впечатлившем вас;
- И если еще есть неясность, то докажите, что ваши эмоции оправданы.
Например, если вам не понравилась заключительная сцена в пьесе и вы чувствуете недовольство, почему такое произошло? Может быть, из-за незаконченных сюжетных линий? Или потому, что злодей не получил по заслугам, а главной герой ничего не сделал по этому поводу? Или подразумевалось, что пьеса будет поставлена на сцене, но вся ваша энергия ушла на чтение книги? Предположим, что причина в незаконченности сюжетной линии. Основной мыслью вашего эссе, например, должно быть то, что драматург написал такой запутанный сценарий, что читателям пришлось искать что-то хорошее в других моментах. Вы можете представить сюжетную линию из первого и второго акта и показать, что в пятом акте она теряется. Подчеркните, что если бы пьеса была написана в жанре комедии, то таким недоработкам можно было бы и не придавать особого значения, так как тут главное насмешить публику. Но если все-таки это серьезное произведение, автор нас сильно разочаровал. Ну, возможно, диалоги были ничего.
Вы также можете сказать, что эссе написано хорошо, если оно заставляет читателя встать и сделать то, к чему вы призывали. Часто, если вы затрагиваете эмоции своих читателей, вы можете подтолкнуть его к действиям, которые выражают, гасят или усиливают его чувства.
Например, если вы хотите, чтобы читатель оценил развитие характера какого-либо персонажа в книге, можете сослаться на другие книги с подобной сюжетной линией. Или хотите заставить читателя почувствовать злость по отношению к последствиям того, что написал автор, вы можете указать, что кто-то все-таки воплотил в жизнь эти последствия. Тогда, возможно, ваш читатель выйдет и остановит это! Расскажите, как труды одного экономиста пятидесятилетней давности могут оказать серьезное влияние на то, как будет проходить голосование на следующем референдуме. Или согласитесь с мнением философа-моралиста касательно того, что популярные практики обычно несут вред, убедите читателей в своей правоте и в необходимости перестать следовать им.
Цель хорошего эссе, призванного затронуть эмоции читателя, в том, чтобы он выбрал правильный путь. Может быть, он отложит чтение на середине, встанет, наденет пальто, и сделает то, к чему Вы призываете. Если вы правы и все сработает, то вы получите либо высокую оценку, либо революцию, либо спасенную цивилизацию. Если ваш совет плох, и читатель поймет это, берегитесь.
Виды эссе
Среди эссе выделяют несколько разновидностей, причем классифицируют их по-разному. Например, так:
- Литературно-критический эссе - не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, ограничиваясь общими рассуждениями о них с подчеркнутой субъективностью авторского отношения к предмету рассмотрения.
- Философский эссе - представляет собой размышления о смысле бытия, о развитии общества, о жизни и смерти, о познании истины, о добре и зле. Все эти проблемы могут обсуждать и обсуждают люди разных профессий, обладающие различным опытом и культурой. Но на протяжении многих столетий подобные вопросы обсуждались в рамках особой духовной деятельности, которую со времен античности принято называть философией. Таким образом, философский эссе - выражение глубоко личного индивидуального знания о бытии, отличающееся критическо-творческим отношением к миру и прежней системе взглядов на мир.
- Организационно-управленческий эссе - один из популярных в науке управления персоналом метод современной системы формальной оценки совершенной деятельности. Он предполагает, что оценивающему необходимо описать по предварительно разработанным оценочным стандартам, как тот или иной сотрудник выполняет свою работу. Он используется в тех случаях, когда необходимо оценить деятельность сотрудников, выполняющих весьма специфические задачи, которые трудно подвести под какие-то нормативы, и служит программе усовершенствования управления. Его целью становится улучшение исполнительской деятельности, определение вознаграждения за проделанную работу и формулировка соображений, связанных с трудовой карьерой сотрудника.
- Научно-публицистический эссе - иногда его называют просто публицистическим - часто относят к разновидностям очерка. Действительно, имея общие истоки, эти два жанра во многом схожи. Однако более свободная, раскованная манера повествования, продиктованная необходимостью публициста выговориться, вспомнить прошлое и заглянуть в будущее, стала специфической особенностью этого подвида эссе. Отход от традиционных форм общения, философичность взгляда, наполненность размышлениями, полными сомнений и колебаний, склонность к анализу собственных переживаний, - такова сущность научно-публицистического эссе.
Что обычно оценивают в эссе
I. Содержание сочинения. Верно ли вы поняли и сформулировали проблему, описанную в исходном тексте. Прокомментировали ли вы проблему, не допустив фактических ошибок, связанных с пониманием текста (важно не подменить свой комментарий пересказом текста). Верно ли вы отразили позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Выразили ли вы свое мнение по сформулированной вами проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора текста, аргументировали ли свое мнение, приведя не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы (за аргумент «я согласен» вам поставят 0 баллов).
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.  4 балла
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.  3 балла
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.  2 балла
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. 1 балл
Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.    0 баллов
II. Речевое оформление сочинения. Смысловую целостность, речевую связность и последовательность изложения: отсутствие логических ошибок и нарушений абзацного членения текста. Точность и выразительность речи, разнообразие грамматического строя речи.
III. Грамотность. Соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм, отсутствие ошибок. Если в тексте больше двух ошибок, вам поставят 0 баллов. Соблюдение речевых норм. Одна речевая ошибка не помешает получить высший балл (2), а более трех ошибок — это уже 0 баллов. Соблюдение этических норм. За одну и более этическую ошибку сразу ставят 0 баллов. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале. Максимальное количество баллов за всю письменную работу — 21. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа оценивается в 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке грамотности учитывают объем сочинения: за работу объемом от 70 до 150 слов высший балл по критериям грамотности не присваивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.
Возможная структура эссе:
Вступление — один абзац. Используйте ловушки для привлечения внимания, такие как: цитата, стихотворение, вопрос, размышления, необычные факты, идей или смешные истории. Нет необходимости высказывать в первом предложении основную мысль. Но оно должно подводить к ней или как-то относиться к главной идее или тезису, а также содержать основные положения эссе. Избегайте таких фраз, как «Это эссе про ...» или «Я собираюсь поговорить про...».
Основная часть — 2-3 абзаца. Выражайтесь понятно. Подкрепляйте основные идеи фактами, размышлениями, идеями, яркими описаниями, цитатами или другой информацией или материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя. Не допускайте тавтологии.
Заключение — один абзац. Продемонстрируйте ваш потенциал в данной области. Покажите ваши взгляды на проблему. Какие действия вы планируете в вашем будущем предпринимать в отношении данного вопроса. Укажите вашу главную мысль.
Этапы работы над эссе
Сразу уточните для себя тему,  уясните особенности заявленной темы. Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы. Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему. Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции.
Ваша позиция может быть разной. С другой стороны, позицию занять все-таки нужно – худшее, что может случиться, это нейтральная позиция. Если Вы будете нейтральными, потеряете баллы. Эссе вам задают для того, что бы проверить, на сколько хорошо Вы умеете отстаивать и аргументировать позицию. Нередко для аргументации своей позиции Вам потребуется привести примеры из личного опыта. Другими словами, Ваше мнение должно быть подкреплено определенными фактами. В хорошем эссе бывает обычно три или больше аргумента, подкрепленных фактами.
Следующий шаг — эскиз. Определите желаемый объем и цель каждой составной части. Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи. создайте из наиболее удачных мыслей каркас будущей работы.
Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры. Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя. Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.
Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно, как правило, отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос. Старайтесь отвечать четко на этот поставленный вопрос и не отклоняйтесь от темы: текст эссе должен "привораживать", быть динамичным и содержать что-то новое или любопытное для читателя. За текстом эссе читатель должен постоянно ощущать, "видеть" его автора - живого человека. Развейте следование этой главной мысли в каждой составной части, начните усложнять конструкции, используя придаточные и развернутые описания. Используйте «сильные» глаголы и переделайте пассивный залог в активный. В завершение проверьте грамматику и синтаксис. Если у Вас нет на уме фактов, просто придумайте их. Читатели Вашего эссе вряд ли будут проверять на достоверность Ваш опыт или Ваши факты. Более того, им все равно. Они хотят увидеть, что Вы умеете отстоять свою позицию.
 Следующим этапом при написании эссе является грамотная расстановка акцентов: концентрируете внимание читателя вашего эссе на наиболее важных, на ваш взгляд, моментах. Проанализируйте содержание написанного. В качестве средств художественной выразительности при написании эссе приветствуется использование различных метафор, ассоциаций, сравнений, приведение афоризмов, цитат (однако не стоит забывать о том, что эссе - это всё-таки личное мнение и увлекаться цитированием не стоит), проведение параллелей и аналогий и.п. Живость и динамичность тексту эссе обычно придают вопросы, неожиданные переходы, непредсказуемые выводы.
Далее проверьте стиль и грамотность своего творения; проверьте текст на соответствие основным признакам: композиционное, стилистическое единство; связность; логичность; законченность.
Затем внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.

Комментариев нет:

Отправить комментарий