Рекомендации

Как написать
замечательную статью

КУДА ПИШЕМ?
Вопрос, вынесенный в название главы,  – очень важный. От ответа  на него зависит, какой должна или может получиться статья. Вариантов ответа много. Самые распространённые в профессиональной среде – три:
• статья «вообще»,
• статья в конкретное издание,
• доклад на конференцию или статья в научный сборник.
Вот о них и поговорим.

СТАТЬЯ «ВООБЩЕ»
Это статья, которая пишется «в никуда» и  рассылается во все концы по принципу «где возьмут». Самый неэффективный вариант и с точки зрения работы над статьёй, и с точки зрения перспектив публикации. Почему? Казалось бы, рассылая статью во все концы, мы увеличиваем свои шансы на публикацию. Ан нет! Редакции, как правило, принимают их к публикации реже, чем написанные специально для них. Причин этому несколько. Во-первых, и в-главных, потому, что статья, написанная не для конкретного издания, никак не учитывает не только стиль подачи материалов в издании (а он у всех разный!), но и интересы его читателей. А это уже выглядит как неуважение к читателю. Да и читать статью, адресованную «непонятно кому», не так интересно: она ведь и получается «непонятно какая», потому что ни к кому не обращена. Да, есть журналисты-фрилансеры, которые могут себе позволить писать статью, а  потом предлагать её разным изданиям. Но для этого, во-первых, надо быть мастером-универсалом очень высокого класса, чтобы тебя было интересно читать в любом издании, и  во-вторых, надо всё равно иметь несколько вариантов статьи, написанных в разной тональности. На узкопрофессиональном поле вроде библиотечного, где многие специалисты читают не один и не два журнала параллельно, а пишут чаще всего не журналисты, такие попытки выглядят, прямо скажем, плохо. Две другие причины – совсем на поверхности. Первая. У каждой редакции есть риск нарваться на проблемы с другими издателями, если статья одновременно будет напечатана в нескольких изданиях. Редакции любят материал если не эксклюзивный по теме, то по меньшей мере – написанный с учётом их стиля и ориентации. Вторая – и редакции, и автор в таких случаях выглядят некрасиво перед читателями. Если уж вы непременно хотите писать для всех сразу, то, по крайней мере, рассылая статью, честно напишите об этом в сопроводительном письме, а  потом, когда у вас где-то приняли материал к публикации, сообщите об этом остальным издателям. Они решат, будут ли у себя повторять материал, согласуют с вами варианты публикации, а  в случае прямого повтора смогут согласовать это с коллегами. Даже если какому-то главному редактору совсем безразличен факт повтора публикации, он, как минимум, оценит вашу щепетильность.
СТАТЬЯ В КОНКРЕТНОЕ ИЗДАНИЕ
Для начала выбираем, куда хотим писать. На любом профессиональном поле не одно издание. Для этого сравниваем всё, что имеем. Принцип «нравится – не нравится» здесь тоже годится. Но неплохо бы ещё и подробности выяснить. Смотрим: рубрики, принципы построения материалов, общий вид (объём материалов, наличие цвета, качество печати). От этого зависит судьба вашей публикации.
Редко издания берут материалы, которые не впишутся ни в одну из их рубрик. Если у вас методический материал на двадцать страниц, а  издание специализируется на обзорных заметках типа «новости библиотечной жизни» или в нём только одна рубрика про библиотеки, а остальные – про другое, то ваша статья – точно не для него.
Качество печати и цвет. Пока «БШ» была чёрно-белой и выходила на газетной бумаге, для нас были большой проблемой статьи о художниках, книжной иллюстрации, об оформлении выставок. Вы же не хотите, чтобы на ваших прекрасных фотографиях выставка выглядела серым пятном?
Узнаём условия публикации. Может быть, у  редакции переполнен портфель и материал будет лежать полгода, а публикация вашей статьи к тому времени потеряет смысл (например, если это анонс предстоящей конференции). Возможно, вы рассчитываете на гонорар, а их сейчас платят далеко не все. Или наоборот: публикация в этом издании стоит денег  – такое бывает. Научные журналы часто требуют рецензии-рекомендации. Лучше узнать заранее и озаботиться этим сразу.
Выясняем, куда и как посылать материал. Многие уже не берут материалы в бумажном виде – только в электронном, и по электронной почте. А  вот сопроводительное письмо от районного управления образования на бланке с категоричным «направляем вам для публикации материал библиотекаря…», присланный в редакцию «БШ», скорее отвратит нас от публикации, чем сподвигнет на неё. С вашего позволения, мы всё-таки сами решаем, что будем публиковать, а что – нет, без указаний управленцев. Виза директора школы или библиотеки на вашей статье тоже делу не поможет. Статья либо интересна редакции, либо – нет. Кстати, ни одна редакция не обязана объяснять причину отказа, а некоторые вообще пишут в выходных данных «Редакция в переписку с авторами не вступает». Будьте готовы и к этому.

ДОКЛАД НА КОНФЕРЕНЦИЮ ИЛИ В НАУЧНЫЙ СБОРНИК
Совсем другой жанр. И это надо учитывать. Но… сие вовсе не означает, что текст должен быть полон канцеляризмов и наукообразных терминов: чем «учёнее»  – тем лучше. Самые великие учёные обладали прекрасным слогом и писали просто и понятно. Дело в другом. Такой текст должен иметь признаки строгой научности: чёткую логику построения, структурированность, внятные положения и их доказательства, точность цитирования и ссылок...

ЗНАКОМИМСЯ С ИЗБРАННИКОМ
Смотрим стиль подачи материалов: заголовки и подзаголовки, редакционные комментарии, стиль текстов, наличие/отсутствие иллюстраций, тип иллюстраций (бывает оформление, например, ироническими картинками), способ представления автора (есть ли фото, как подписывают статью, пишут ли сведения об авторе). Например, всем, кто внимательно читает «БШ», известно, что мы любим тексты, написанные хорошим, простым и понятным языком. Потому что наши читатели их любят, и именно за это нас и вас хвалят.
Если в издании не приняты шутливые эпиграфы, смайлики в тексте, интонация «с улыбкой», это стоит учесть и писать строже. Учтите, что заголовок, который вы придумали, совсем не обязательно подойдёт для публикации. Это не повод для обид, и полезно быть к этому готовым. Так же, как и к редакторской правке, в том числе – к сокращению текстов.
Если издание требует список источников обязательно, его надо грамотно оформить и сделать ссылки в тексте. Иллюстрации. Если в редакции не принято ставить иллюстрации к тесту или качество их печати оставляет желать лучшего, значит, надо стараться писать так, чтобы и без картинок всё было понятно. Если в издании публикуют фото автора, то хорошо бы прислать его и сведения о себе сразу. О подборе иллюстраций к статье мы ещё поговорим отдельно, но в целом хорошо, если вы сразу прилагаете к тесту иллюстрации, особенно если они дополняют или уточняют материал.

ВЫБИРАЕМ ТЕМУ
Итак, о чём мы хотим рассказать миру?
• Обо всём сразу?
• Об одном направлении работы?
• Об одном мероприятии (одном виде работы)?
• Об одной находке?
• Об одном человеке?
• Поделиться размышлениями по теме, проблеме?
Вот тут начнём стразу с того, чего делать не стоит. Не пытайтесь рассказать обо всём сразу: отчёт о проделанной работе с перечислением всех проведённых мероприятий и всех достижений читается плохо и почти никогда не приносит пользу читателю. Но хочется же рассказать сразу обо всём: другого такого шанса может не быть… а я ещё и на машинке умею… Здесь нам поможет одно простое правило. Представьте себе, что вы не пишете статью для журнала, а  читаете её, да не о себе  – о  чужой библиотеке. Вам интересно будет читать перечисление мероприятий, выставок, конкурсов?
Не пытайтесь писать тексты типа «Расскажу о хорошем человеке» – это труднейший жанр даже для профессиональных журналистов. У других, как правило, интересно не получается. Кроме того, у  читателя возникает резонный вопрос: почему про этого человека, а  не про другого? Где критерии?
Так как же выбрать тему?
1. Определимся с направлением:
• Опыт работы?
• Постановка проблемы и её решение?
• Своя история или размышления?
Выбираем, например, конкретику: опыт работы.
Есть хороший алгоритм выбора темы.
1. Перечислите для себя СЕМЬ лучших находок из вашего опыта, о которых хотелось бы рассказать людям: 7 мероприятий, 7 достижений – личных или вашей организации/отдела и т.п.
2. Сократите список до ПЯТИ.
3. Выберите из них ТРИ самых-самых. Посмотрите на эти три строго.
• Чего из этого не делает никто?
• Где вы нашли новый методический или технологический ход?
• Можно ли будет повторить этот опыт по вашему описанию в других условиях?
• Если бы вы увидели публикацию о таком опыте у другого автора, зачем вы стали бы это читать и какую пользу извлекли бы из материала? Исходя из ответов на вопросы п. 3, выбираем ОДНУ позицию из трёх. Вот об этом и будет статья.
Можно ещё и так выбирать тему. Представьте себе, что вы пьёте чай с коллегами из другого города, а  у них полчаса до отъезда. О чём из своего опыта вы больше всего захотите им рассказать за чаем, чтобы, во-первых, им было интересно и, во-вторых, чтобы успеть и они бы при этом всё поняли?
В практической статье (если это не учебная лекция для повышения квалификации) лучше избегать: ссылок на классиков по общеизвестным поводам; цитат из «умных» людей в поддержку своей идеи (если идея хорошая, она и так всем понравится); рассуждений о пользе книги, чтения, учения, работы по воспитанию… и т.п.
Главное правило: не пишите то, что вам не интересно было бы читать в чужом тексте. Полезно вставить в статью: примеры своих доводов «за» и «против», если идея спорная; технологию работы; достижения, находки, выводы.
Какие слова нужны в заключение?
• О конкретных результатах работы.
• О планах дальнейшего развития идеи.
• О том, что следует учесть идущим следом
Забудьте мысль, что статью надо писать серьёзным языком… НЕ НАДО! Статью в любой журнал, кроме сугубо научного, надо писать обычным человеческим языком, чтобы было приятно и интересно читать. Если у вас хорошо с чувством юмора, снабдите даже самый серьёзный текст шутливым эпиграфом – вам станет легче писать, а другим – читать. Сразу предусмотрите разбивку большого текста на главы и дайте им названия, можно забавные. Текста ещё нет, а названия глав уже есть! Это хорошо помогает.
ВРАГИ ТЕКСТА
Канцеляризмы типа «является», «реализация деятельности», «тематическая направленность». Типичная фраза: Волга является самой большой рекой России. Да не является! Она просто самая большая река. Так и пишем.
Наукообразие. Часть УУД  – смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Ну и как вам это читать? А  это, между прочим, – ФГОС. Не хотите в порядке домашнего задания перевести это на понятный русский язык? Пишите проще, господа!

ИЛЛЮСТРАЦИИ
Если вы хотите снабдить вашу статью иллюстрациями, вам будет полезно узнать несколько простых правил, чтобы потом редакция не бомбардировала вас письмами с просьбой всё переснять, найти другие картинки и т.п.
Во-первых, никакие картинки нельзя вставлять в текстовый файл типа word или OpenOffice. Только если вам важно обозначить место для той или иной схемы, картинки в тексте, можно её вставить для справки. Но отдельно в иллюстративном формате всё равно надо прислать. А  проще пронумеровать картинки, вставить номера в текст в нужных местах, в конце статьи дать подписи к ним по номерам, а сами картинки прислать отдельно с теми же номерами в форматах Jpg, Jpeg, Tif с разрешением не менее 300 точек на дюйм.
Сюжеты картинок должны раскрывать текст или добавлять ему динамики. В иллюстрациях к выставкам и деталям оформления лучше давать крупно детали, а не ряд книг или вид издали.
Фото автора желательно неформальное, но где хорошо видно лицо и глаза. Есть фото, которые при любом хорошем техническом качестве не интересны читателям: они ничего не добавят к статье. Острые на язык редакторы даже придумали несколько названий для типично непригодных иллюстраций. Итак, вот что обычно не идёт в печать.
• Расстрел на рассвете  – участники чего-нибудь, выстроенные в ряд.
• Говорящая голова  – человек с микрофоном, если только лицо не выражает особых эмоций или чего-то отмеченного в статье. В крайнем случае это имеет смысл, если нам надо познакомить читателей с самыми заметными выступавшими на конференции. Да и то – лучше, если фото отражают эмоции, а не просто лицо с микрофоном.
• Болванчик за столом  – президиумы всякого рода, особенно  – вид издали. Исключение – крупные планы в случае, описанном в предыдущем пункте.
• Расчленёнка – фигуры, обрезанные по суставам рук или ног, по талии.
• Тень отца Гамлета  – съёмка против света, где объект плохо виден. Такие снимки практически не поддаются исправлению даже в профессиональных программах.
• 38 попугаев – «расстрел» в много рядов.
И это всё. Как видите, создать хорошую статью совсем не трудно!

ГРОМОВА О.К.
главный редактор журнала
                                                                      «Библиотека в школе»

Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению


Автор
Название
1.
Адамович А., Гранин Д.
Блокадная книга
2.
Айтматов Ч.
И дольше века длится день/ Белый пароход
3.
Аксенов В.
Звездный билет/ Остров Крым
4.
Алексин А.
Мой брат играет на кларнете
5.
Арсеньев В.
ДерсуУзала
6.
Астафьев В.
Пастух и пастушка/ Царь-рыба
7.
Бабель И.
Одесские рассказы / Конармия
8.
Бажов П.
Уральские сказы
9.
Белых Л., Пантелеев Л.
Республика Шкид
10.
Богомолов В.
Момент истины (В августе сорок четвертого)
11.
Бондарев Ю.
Батальоны просят огня/ Горячий снег
12.
Боханов А.
Император Александр III
13.
Булгаков М.
Белая гвардия
14.
Булычев К.
Приключения Алисы
15.
Бунин И.
Темные аллеи
16.
Быков В.
Мертвым не больно/ Сотников
17.
Васильев Б.
А зори здесь тихие.../ В списках не значился
18.
Вернадский Г.
Начертание русской истории
19.
Волков А.
Волшебник Изумрудного города
20.
Гайдар А.
Тимур и его команда/ Голубая чашка / Чук и Гек
21.
Гамзатов Р.
Мой Дагестан/ Стихотворения
22.
Гиляровский В.
Москва и москвичи
23.
Гончаров И.
Обыкновенная история
24.
Горянин А.
Россия. История успеха (в 2 книгах)
25.
Грин А.
Алые паруса/ Бегущая по волнам
26.
Гумилёв Л.
От Руси к России
27.
Гумилев Н.
Стихотворения
28.
Деникин А.
Очерки русской смуты
29.
Джалиль М.
Моабитская тетрадь
30.
Довлатов С.
Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы
31.
Достоевский Ф.
Идиот
32.
Драгунский В.
Денискины рассказы
33.
Дудинцев В.
Белые одежды
34.
Думбадзе Н.
Я, бабушка, Илико и Илларион
35.
Ибрагимбеков М.
И не было лучше брата
36.
Ильин И.
О России. Три речи
37.
Ильф И., Петров Е.
Двенадцать стульев/ Золотой телёнок
38.
Ишимова А.
История России в рассказах для детей
39.
Искандер Ф.
Сандро из Чегема
40.
Каверин В.
Два капитана/ Открытая книга
41.
Кассиль Л.
Будьте готовы, Ваше высочество!/ Кондуит и Швамбрания
42.
Катаев В.
Белеет парус одинокий
43.
Кондратьев В.
Сашка
44.
Кончаловская Н.
Наша древняя столица
45.
Крапивин В.
Мальчик со шпагой
46.
Кузьмин В.
Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах
47.
Куприн А.
Поединок/ Гранатовый браслет
48.
Лагин Л.
Старик Хоттабыч
49.
Лесков Н.
Очарованный странник
50.
Лихачев Д.
«Слово о полку Игореве» и культура его времени/Раздумья о России (сборник)/ Рассказы русских летописей XII-XIV вв.
51.
Лотман Ю.
Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
52.
Набоков В.
Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь
53.
Некрасов В.
В окопах Сталинграда
54.
Носов Н.
Приключения Незнайки/ Незнайка на Луне/Живая Шляпа/ Мишкина каша
55.
Обручев В.
Земля Санникова
56.
Олеша Ю.
Три толстяка
57.
Островский Н.
Как закалялась сталь
58.
Паустовский К.
Повесть о жизни/ Мещерская сторона
59.
Пикуль В.
Реквием каравану PQ-17/ Миниатюры
60.
Приставкин А.
Ночевала тучка золотая
61.
Петрушевская Л.
Рассказы и повести
62.
Полевой Б.
Повесть о настоящем человеке
63.
Прутков Козьма
Сочинения
64.
Распутин В.
Прощание с Матерой
65.
Рождественский Р.
Стихотворения
66.
Рубцов Н.
Стихотворения
67.
Руставели Ш.
Витязь в тигровой шкуре
68.
Рыбаков А.
Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел
69.
Самойлов Д.
Стихотворения
70.
Симонов К.
Стихотворения/ Живые и мертвые
71.
Соловьев Л.
Повесть о Ходже Насреддине
72.
Стругацкий А., Стругацкий Б.
Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом
73.
Токарева В.
Рассказы и повести
74.
Толстой А.
Князь Серебряный
75.
Толстой JI.
Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина
76.
Тукай Г.
Шурале
77.
Тынянов Ю.
Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара
78.
Успенский Э.
Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот
79.
Фадеев А.
Молодая гвардия/ Разгром
80.
Фраерман Р.
Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви
81.
Хетагуров К.
Стихотворения
82.
Шварц Е.
Дракон/ Снежная королева
83.
Шукшин В.
Рассказы
84.
Эйдельман Н.
Лунин/ Твой XIX век
85.
Эренбург И.
Люди, годы, жизнь
86.
Ян В.
Чингиз-хан. Батый. К последнему морю
87.
Янин В.
Я послал тебе бересту
88.
Эпосы, былины, летописи
Алпамыш
89.
Гэсэр
90.
Давид Сасунский
91.
ДжанГар
92.
Калевала
93.
Кер-оглы
94.
Манас
95.
Олонхо
96.
Урал – Батыр
97.
Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым
98.
Повесть временных лет
99.
Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.)
100.
Сказки народов России (сост.Ватагин М.)
 


Как писать реферат

Реферат  - (в данном случае) это письменное изложение сведений из источников (книг, статей, материалов из Интернета), освещающее (раскрывающее) заданную тему.
Такая работа приобщает к культуре научного труда и облегчает дальнейшее обучение в вузе.
  Целями выполнения реферата для школьника являются:
- овладение навыками определения проблемы, её актуальности,
- развитие умения формулировать конкретную тему, определяя рамки рассмотрения проблемы, определять цели, задачи,
- овладение начальными навыками поиска, отбора, переработки информации на определенную тему,
- развитие умений анализировать изученный материал, обобщать и систематизировать научный текст,
- повышение самооценки своего интеллектуального труда,
- выработка уверенности в достижении поставленных задач.
По типу реферат может быть:
· классификационным, позволяющим его автору обобщить материал, изучаемый в различных разделах какого-либо школьного предмета и в различное время;
· познавательным, позволяющим его автору изучить внепрограммный теоретический материал и показать его применение к решению задач основного курса;
· исследовательским, где основным содержанием реферата является цепочка задач, решаемых автором самостоятельно (это уже не вполне реферат, это более широкая работа).
По виду рефераты делятся на: монографические (результат переработки одного источника) и  обзорные (результат переработки нескольких источников).

Структура и оформление реферата
 Независимо от темы каждая работа должна содержать несколько составляющих.

 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ                       
Оформляется по определённым правилам; содержит информацию об учебном заведении, в котором учится автор, о теме реферата, о предмете, преподавателе, который консультирует исполняющего реферат, о месте и времени его написания.
Формат листа - А4. Поле справа и сверху – 1,5 - 2 см, поле слева – – 2,5 - 3 см. Поле снизу (если нумерация снизу) – 1 - 1,5 см ,  (Такие же поля соблюдаются на всех последующих листах, которые нумеруются снизу и по центру. Отсчёт начинается с титульного листа, но цифра на нём не ставится.)
Печатается весь реферат только на одной стороне листов, через 1,5 интервала; если печатать через 2 интервала, то объём реферата увеличится.

2.СОДЕРЖАНИЕ (или ОГЛАВЛЕНИЕ)
Содержит перечень заголовков всех разделов, глав и параграфов реферата с указанием соответствующих им страниц (напротив заголовка раздела ставится только цифра, обозначающая номер страницы, ни "стр." , ни "с." писать не надо).

3.ВВЕДЕНИЕ
Здесь обычно показывают:
· актуальность выбранной темы либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с позиций современности;
· причины её избрания;
· для кого она представляет интерес;
· перечень задач, которые учащийся ставит перед собой, чтобы решить их в процессе написания реферата;
· позиция автора реферата по отношению к проблемам, которые затрагивает тема;
· краткий анализ изученной литературы, её сильные и слабые стороны.
Текст введения может занимать 1-2 страницы (10% от общего объёма работы.)

4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РЕФЕРАТА
4.1. Содержание основной части.
В ней содержится материал, который был отобран учеником для рассмотрения темы, раскрывается поставленная во введении проблема и решается заявленный перечень задач на основе изученной литературы, других источников, собственного опыта.

4.2.Порядок оформления.
Основная часть должна быть разделена на главы и параграфы, которые озаглавливаются автором реферата. (Примерно, как это сделано в данном разделе об основной части реферата. Ясно, что в настоящей работе параграфы не будут такими краткими.) После заголовков точки не ставятся.

4.3.Правила раскрытия темы.
Тема раскрывается последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, в которых ученик самостоятельно делает выводы, опираясь на определённые факты.
Владеть материалом нужно настолько, чтобы возможно было делать сравнения сведений по теме из разных источников: уметь находить сходство и различие, оценивать степень доказательности утверждений и т.д.
   Объём текста может колебаться от 5-10 до 15-20 страниц работы в общем.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   В этом разделе обычно:
· подытоживаются и обобщаются выводы по главам (параграфам);
· обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении целей и задач;
· определяется круг решённых и нерешённых проблем;
· указывается место данной темы в соответствующей области знаний и применения;
· предполагаются возможные межпредметные связи;
· намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.
   Объём – 10% от общего объема реферата (1-2 страницы).

 6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Он завершает реферат в обязательном порядке. Список составляется строго по алфавиту, все источники нумеруются, описание источников делается по определённым правилам библиографии.   
   
7. Далее может следовать ПРИЛОЖЕНИЕ, содержащее схемы, диаграммы, таблицы, графики, фото, картинки, рисунки, которые неудобно было располагать непосредственно в тексте основной части реферата. Кроме того, эти элементы вводятся только в том случае, если они позволяют заменить собою длинные пояснения.
Если ваш реферат является экзаменационным, то учтите, что защита рефератасводится к краткому представлению работы:
·объясняется выбор темы, её актуальность,
· делается краткий обзор источников,
· излагаются основные идеи;
 · подробнее нужно остановиться на тех задачах, которые автору реферата пришлось решать самостоятельно.
· изложите свои мысли, выводы, к которым вы пришли, изучая источники.
· сделайте общий вывод, подытоживая всё выступление.

 После защиты зачитывается рецензия.
 Потом в экзаменационной комиссии идёт обсуждение реферата и его защиты.
 Итогом является не просто цифровая оценка, а подробная характеристика достоинств и недостатков самой работы и процесса её защиты.

Этапы работы над рефератом
 Работа над рефератом должна проходить в несколько этапов.

1. Выбор (или согласование) темы реферата с преподавателем.
Это важнейший этап. «Выбирайте ту тему, в которой вы лучшим образом ориентируетесь, которая наиболее вам близка, по которой вы уже что-то писали, читали (или она вам очень интересна), по которой существует необходимое количество литературы» [14, с. 8]
Тема должна быть грамотно сформулирована с литературной точки зрения и, кроме того, очерчивать чёткие рамки рассмотрения темы: не слишком широкие и не слишком узкие. Например, тему «Николай I» или «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир», или «Соединенные Штаты Америки» в рамках реферата в достаточной мере раскрыть невозможно: слишком расплывчаты границы, неясно, какую проблему рассматривать.

2. Составление примерного плана основной части реферата.
План тоже лучше согласовывать с преподавателем. Проконсультируйтесь: верно ли вы понимаете смысл темы, обсудите с ним примерное содержание будущего реферата. В задачу учителя-научного руководителя входит: оказывать учебно-методическую и организационную поддержку, помочь избежать компиляций (комбинирования чужих слов и идей), «подгонки» фактических данных под ключевую идею, грамотно использовать противоречивые источники и публицистическую литературу, критически относиться к информации, неподдающейся проверке.
«Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе учащегося, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого - к настоящему), второй - изучение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-хронологического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно повторены в тексте реферата в качестве заголовков разделов.» [15]
3. Подбор и изучение литературы и других библиографических источников, параллельное составление списка использованной литературы.
Библиографические изыскания (поиски источников по каталогам, картотекам в библиотеках, просмотр списков литературы в конце книг, статей соответствующей тематики, изучение библиографических указателей и др.) помогают определить степень разработанности конкретной темы, определённого направления или отдельного вопроса, а также подобрать необходимые для написания работы источники.
Какие-то источники может подсказать вам преподаватель, во многом поможет библиотекарь.
Итак:
-вы знаете свою тему,
-знаете, из каких частей должен состоять реферат,
-вкратце ознакомились с имеющимися источниками, сделали закладки в нужных местах,
-определились с планом: знаете, какие вопросы и в какой последовательности вам предстоит осветить в процессе написания реферата.
 Если вы работаете в читальном зале библиотеки, заготовьте отдельный лист для каждого раздела. По ходу  переработки источников конспективно излагайте своими словами (или цитируйте) материал источников именно на том листе, к какому разделу относится данный материал. Таким образом, у вас соберутся не систематизированные, но раскиданные по разделам вашего плана материалы. Точно так же стоит поступать в случае работы сразу за компьютером: набирайте текст, заполняя разделы своего плана, набрав их заголовки в первую очередь.
В конце реферата ученик обязательно должен привести список литературы (сюда же относятся и сайты Интернета), которая была им использована при подготовке и написании работы. Кроме того, в самом реферате отдельные положения должны быть подкреплены ссылками на соответствующие источники; ссылка на источник должны быть также от каждой приведенной в работе цитаты.
Поэтому надо сразу же делать библиографическую запись источника, который вы использовали, формируя список использованной литературы (на листе бумаги, либо на компьютере), сразу озаглавив его: Список использованной литературы. Окончательный вид он примет только к завершению работы над черновиком, и может быть потом подкорректирован на этапе редактирования текста.
Однако при выписывании дословных цитат из источников уже в черновике следует помечать после цитаты кратко фамилию и название этого источника, а также, в случае печатного документа, – страницу, с которой взята данная цитата. По окончании работы, когда список будет выстроен в должном порядке и пронумерован, можно будет грамотно оформить ссылки, не затрачивая большого труда для повторного просматривания источников, выискивая процитированные сайты или страницы документов.

4. Анализ и систематизация собранного материала: написание черновика основной части.
К данному этапу у вас уже должен быть «костяк» черновика реферата: все разделы плана заполнены найденными в источниках положениями, фактами, доказательствами и т.д. Теперь приступаете к написанию каждой главы в отдельности, начиная с первой.
Материал следует излагать, соблюдая логику: сначала выдвигаете положение (утверждение, мысль), а затем приводите доказательства, факты. Или излагаете материал в хронологическом порядке, если тема требует этого.
Не следует перегружать текст большим количеством цитат. Учитесь пересказывать чужую мысль своими словами, не искажая её смысла.
В конце каждого раздела (главы) следует сделать вывод. Все главы в целом должны достаточно полно раскрывать тему.
Стиль изложения реферата не должен быть слишком наукообразным. Если используете сложные термины, поясняйте их значение (в скобках рядом, либо в сноске внизу страницы). Это покажет проверяющему, что вы понимаете, о чем пишете, а не переписываете бездумно. Подкрепляйте утверждения примерами, фактами. Старайтесь писать точно, грамотно, кратко, не отвлекаясь от основной темы. Разделяйте текст на абзацы: каждую новую мысль (утверждение, факт, пример) начинайте с красной строки. Не допускайте повторений одних и тех же мыслей, а также одних и тех же слов – подбирайте синонимы.
(Если вам жаль расставаться с некоторыми повторяющими друг друга по смыслу выписками – приберегите их для введения или заключения – не выкидывайте безвозвратно.)

5. Написание введения и заключения.
После написания основной части введение и заключение написать гораздо легче. Что именно должны содержать оба эти раздела – описано в первом уроке.
Говоря во введении о задачах, которые автор реферата ставит перед собой, следует исходить из названий глав (разделов): задачи и разделы должны соответствовать друг другу. Просмотрите все выкинутые из основного раздела выписки и формулировки: может быть, они окажутся к месту: например, во введении при изложении рассматриваемой проблемы или в заключении, где требуется повторить все выводы, сделанные в конце каждой главы, но другими словами.
Помните, что введение – это не вступление к сочинению – это введение в данную письменную работу, прочитав которое человек мог понять, что это за работа, о чем, зачем написана, как автор решил подойти к рассмотрению темы, какова структура данной работы, какие источники в ней использованы.
Заключение же – единственный раздел реферата, где, подытожив и обобщив (сделав общий вывод)  все рассмотренное, автор может высказать свое мнение о теме, о проблеме и т.д.
Введение, основная часть и заключение должны полностью соответствовать друг другу.

6. Редактирование реферата
Проверяете еще раз последовательность и вразумительность изложения, исправляете ошибки, неточности, опечатки, удаляете повторы, убираете все лишние отступления от темы, устраняете тавтологию, поясняете всё непонятное, улучшаете неудачные фразы и т.д.

7. Составление оглавления (второй лист реферата).
Все заголовки и подзаголовки разделов реферата в Оглавлении (или Содержании) должны точно соответствовать заголовкам работы внутри текста, также точно должны быть обозначены страницы их расположения.
Если Приложения в работе однородные (только рисунки, только фото, только диаграммы и т.п.), то в оглавлении пишется «Приложения», а внутри приложений каждый новый рисунок, диаграмма и т.п. нумеруются (например: рис.1, рис.2 или диаграмма 1, диаграмма 2). А если в Приложениях перемежаются, например, текстовые материалы и изобразительные, то в оглавлении пишется: «Приложение 1», «Приложение 2», и так далее.
8. Обсуждение черновика с преподавателем.
9. Окончательное оформление реферата начисто.

Список использованной литературы и ссылки

Если вы выполнили все рекомендации по составлению Списка использованной литературы, содержащиеся в первом и во втором уроках нашего пособия, то в результате у вас должен получиться пронумерованный, составленный по алфавиту сначала печатных, а потом электронных источников список. Пример списка, составленного по всем правилам сейчас перед вами. Это источники, которые послужили основой для составления данного пособия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинков А.Д. О проведении школьного выпускного экзамена по геометрии в форме защиты рефератов / А.Д. Блинков, Д.В.Прокопенко // Завуч. – 1998. - № 5. – С. 68-78.
2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю.Г. Волков. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 127 с.
3. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина. Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубцева. – М.: Школьная библиотека, 2002. – С.122-134.
4. Иоффе А. Долой лотерею из двадцати билетов : Школьный реферат и проблемы его написания / А. Иоффе // Учительская газета. – 1998. – 27 октября. – С.17.
5. Кулев А.В. Как написать и оформить реферативную работу / А.В. Кулев // Биология в школе. – 1995. - № 2. – С. 33-35.
6. Лазаревич К. Как писать научную работу / К.Лазаревич // Библиотека в школе. – 2002. - № 10. – С.18-19.
7. Лернер П. Написать и защитить, а не вырезать и склеить : Советы работающим над рефератом / П. Лернер // Библиотека в школе. – 2003. - № 1. – С. 9.
8. Мостаева Л.В. Требования к подготовке реферата / Л.В.Мостаева // Преподавание истории в школе. – 1999. - № 8. – С. 61.
9. Пантелеева И.К. Как написать реферат / И.К. Пантелеева // География в школе. – 2004. - № 1. – С. 70-72.
10. Пунский В.О. Азбука учебного труда: книга для учителя / В.О. Пунский. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
11. Резник А.Б. Еще об ученическом реферате / А.Б.Резник // Преподавание истории в школе. – 1990. - № 2. – С.121-123.
12. Реферат по обществоведению // Преподавание истории и обществоведения в школе. – 2001. – № 2. – С.19-20.
13. Энциклопедический словарь юного историка: всеобщая история для среднего и старшего школьного возраста. – М.: Педагогика-пресс, 1994. – С. 18-19.
14. Эхо Ю. Письменные работы в вузах / Ю.Эхо. – М. : Инфра, 2002. – 126 с.
15. Тихонов И.Л. Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата, научно-исследовательской или курсовой работы по археологии [Электронный ресурс] / И.Л.Тихонов  // Студенточка: [сайт]. – URL: http://studentochka.ru/editor_44.html (дата обращения : 2.12.09).

Когда список принял свой окончательный вид, можно приступать к оформлению ссылок на источники от цитат, приведенных в тексте.
Так в данном пособии есть две цитаты. Приводим их для наглядности здесь.
.......
Это важнейший этап. «Выбирайте ту тему, в которой вы лучшим образом ориентируетесь, которая наиболее вам близка, по которой вы уже что-то писали, читали (или она вам очень интересна), по которой существует необходимое количество литературы» [14, с. 8]
........
«Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе учащегося, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого - к настоящему), второй - изучение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-хронологического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно повторены в тексте реферата в качестве заголовков разделов.» [15]
..........
Как видите, после цитаты следует в квадратных скобках указать номер источника цитаты (из вашего списка), а также номер страницы источника, с которой цитата взята, если речь идет о печатном источнике (книге, брошюре, журнале и т.п.).
Есть ещё способ постраничной сноски на источник, т.е. после цитаты ставится цифра, и внизу страницы под этой цифрой указывается источник. Ещё можно после каждой цитаты в круглых скобках приводить библиографическую запись источника. Но эти два способа не совсем рациональны. К ним можно прибегать в том случае, если работа совсем закончена, и вдруг вы нашли шикарную цитату, так недостающую вам в какой-либо из глав. Тогда вы вставляете её в нужном месте и оформляете сноску внизу страницы или указываете источник в круглых скобках. Тем самым вы не нарушаете нумерацию своего Списка, не требуется переделывать все ссылки, а цитата оформлена, источник указан.
Да, кстати, для написания ученического реферата надо изучить не менее пяти источников: научно-популярные книги, журналы, критические статьи и т.д. Учебники здесь не совсем желательны, однако, если цитата бралась из учебника, он должен присутствовать в списке. Что касается ресурсов Интернета, приветствуются материалы взятые не с сайтов с готовыми рефератами. Ищите выложенные в Интернете первоисточники: тексты книг, статей, материалы конференций и так далее. В чужих рефератах (если там приведен список использованной литературы) можно найти авторов и названия работ, которые вам могут пригодиться. Попробуйте поискать эти работы в Интернете, сейчас оцифровывается очень много работ. Воспользуйтесь также виртуальными библиотеками, энциклопедиями.
Самое трудное в работе над Списком - это составление по всем правилам библиографической записи источников. Примеры этих записей в представленном здесь Списке.
Попробуйте написать реферат на интересующую вас тему. Должно получиться. Если всё же вопросы остались - обращайтесь за консультацией в школьную библиотеку. Вам помогут.



Как писать эссе

  Эссе (с французского essai – попытка, проба, очерк, от латинского exagium – взвешивание) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. (Субъективный - свойственный, присущий только данному лицу, субъекту. Трактовка - то или иное понимание, толкование, освещение чего-либо).
Эссе - литературный жанр, основанный на ассоциативном мышлении.
Ассоциация - (от лат. associatio – соединение) – связь двух представлений (ощущений, восприятий, идей) когда одно, появившись, вызывает в сознании другое.
Заметим, что у всех ассоциации особые. Ассоциативный ряд зависит от многого: от силы впечатлений, вызываемых элементами ассоциативной связи, от их новизны, а также от способности человека к образному мышлению, от уровеня его знаний, жизненного опыта и т.д.
Ассоциативное мышление – мышление, основанное на ассоциациях. Исключительно важная составляющая разума человека по переработке информации, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование (отстранение от неважных деталей). Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей – обобщать, проводить параллели, порождать образ.

Применение эссе в наше время
В эссеистской манере изложения пишут философы, культурологи, искусствоведы, историки, - одним словом, специалисты в области общественных наук. Эссе имеет прямое отношение к публицистике.
Публицистика - (от лат . publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения разнообразия общественного мнения, в т. ч. формирующегося вокруг острых проблем жизни.
Обращаясь к этому жанру, профессиональный публицист должен обладать богатой памятью, обширными знаниями, бесконечной цепью ассоциаций, солидным опытом научно-теоретических изысканий и жизненных наблюдений. Читатель с первых строк обязан почувствовать в авторе эссе образованного, хорошо эрудированного специалиста, способного к широким обобщениям.(Обобщение - переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, вопросе - к мысли об общем).
Часто эссе может строиться без фабулы (в составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия), поскольку его предмет - авторский самоанализ мироощущения и интуитивное продвижение к новому знанию о бытии.  (Бытие - существование, реальность. Бытие определяет сознание).
На свободное самовыражение эссеиста накладывают отпечаток уровень и направленность общественного мнения, господствующие в стране философские концепции, особенности национального самосознания. Поэтому этот жанр, честно говоря, не укладывается в строгие рамки определений. Ведущей в современной эссеистике стала разработка бытия триады "человек, человечество, человечность" - поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Рассматривается эта триада, прежде всего, через нравственные категории, моральный уровень современного общества.
Кроме того, эссе применяется на выпускных и вступительных экзаменах, иногда при приёме на работу, так как позволяет оценить зрелость личности автора, его чувств, а также степень своеобразия мыслей и мировоззрения человека.

Основные признаки эссе
Такой вид манеры изложения как эссе применяется для оценки личности автора, его чувств, степени своеобразия мыслей, а также мировоззрения человека.
Учиться написанию эссе полезно для развития более четкого и грамотного формулирования мыслей, для тренировки работы с источниками, что, несомненно, помогает во многих сферах. (Цитирование стихотворных строчек, классических произведений, высказываний великих людей в эссе, если это к месту, очень приветствуется.)
 Рассмотрим особенности этого жанра.
 Основными признаками эссе являются:
- Небольшой объем;
- Конкретная тема;
- Открытое личностное осмысление;
- Свободная композиция;
- Парадоксальность, афористичность, образность;
- Разговорная интонация и лексика.

 Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, автобиографическим фактам, искусству и многому другому. В нем могут соединяться различные способы мировосприятия: и художественное, и научное, и религиозное, и философское. Тема эссе как правило полемически заострена (т.е. выводит на спор), нацелена на нравственный и эстетический выбор личности. Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль. В отличие от очерка, статьи – в эссе факты являются лишь поводом для авторских размышлений. Автор эссе не анализирует что-либо, а рассуждает на конкретную тему, подчеркивая субъективность своего отношения и не претендуя на исчерпывающий ответ на поставленный перед собой вопрос. Тезисы часто являются личным мнением, впечатлением автора, полной обоснованности для эссе не требуется, главное – достаточная эмоциональность, заразительность. (Тезис – положение, главная мысль.)
Пишущий эссе должен стараться максимально вступить в контакт с тем, кто будет читать его текст. Средства контакта – многообразны. К ним относятся вопросы к адресату, к самому себе с последующим ответом, различного рода обращения к адресату, высказывания, побуждающие читателя привлечь внимание  к определенному месту в тексте, к какой-либо цитате, и др. Возможно и введение додуманной  чужой речи типа: «Вы, возможно, скажете, что…»; «Вы, наверное, думаете, что…»; «Если бы мне сказали, что… то я бы ответил» и т.д. Отсюда текст эссе становится многоголосным (полифоничным). Читатель будто слышит несколько голосов, воспринимает несколько точек зрения, вступает в контакт не только с эссеистом, но и с целым рядом живших или живущих ныне людей. Это достигается и цитированием: так вы можете вплести в своё рассуждение мнение великих людей, слова известных литературных героев и т.д.

Тематическое соответствие
Остановимся на следующем законе эссе – это чёткое следование теме – тематическое соответствие. Причём, напомним, что наличие конкретной темы и вопроса в эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Именно поэтому в названиях эссе присутствует предлог «о» и наличие союзов «как» и «или». Например: «Книга, как врата мира», «О стихотворениях Гете» (Стефан Цвейг), «Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимир Набоков), «Как читать книгу» (Иосиф Бродский). 
Мало того, можно прямо тему в тексте не называть. Автор как бы «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования, подталкивая читателя к додумыванию мысли автора или к спору с ней. Это качество манеры написания характеризует свободное владение темой.
Заголовок, конечно, определяет тему работы, но кроме отражения содержания он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого. Как вы думаете, можно ли, опираясь только на названия, заранее судить о содержании работы? Конечно, нет, ведь мы уже говорили о парадоксальности эссе, как об одной из характеристик этого жанра. Но, однако, следует точнее разбираться в названии темы перед написанием работы.

Логика изложения рассуждений
При любом типе эссе – важна логика размышления в нём. Эссе  – это не только красивое законченное произведение в прозе. Это упорядоченная череда абзацев, несущих информацию, задача которой – целенаправленное действие: доказать, убедить, уверить или др.
Овладевая мастерством написания эссе, необходимо формировать "тезисное мышление", когда вы можете в лаконичной и понятной форме развивать исходный тезис. (Тезисы – главные мысли письменной работы, доклада, которые излагаются в нескольких предложениях.)
Вы должны поставить перед собой определенную цель: какое воздействие вы хотите оказать на читателя своего эссе?
Например, вы хотите:
1) предоставить информацию или  научить  читателя чему-то;
2) удивить читателя, или дать читателю что-то, что он оценит или от чего получит удовольствие;
3) тронуть читателя, подвигнуть на какой-либо поступок или помочь в принятии решения.
В хорошем  эссе  достигается одна или несколько таких целей. В плохом  эссе, даже при наличии идеальной композиции, орфографии и пунктуации, автор перед собой таких целей не ставит.

Авторская позиция
В эссе должна быть ярко выражена авторская позиция. Помните об этом при выборе темы (если есть выбор). Стоит ли тратить свою энергию, работая над темой, которая вас абсолютно не трогает? Пытливый читатель это почувствует и потеряет всяческий интерес к вашему труду. Эссе должно оказывать влияние на читателей, заставляя их переживать определенные эмоции (злость, удовлетворение, восторг, страх и т.д.) или мотивируя их на какие-либо поступки. Намного проще убедить кого-то в том, во что ты сам веришь или воодушевить на поступки, которые ты сам готов совершить.

Приёмы воздействия на читателя
Теперь поговорим о приёмах речевого воздействия на читателя вашего эссе.
Итак, вы выбрали тему и задумались: а какой цели вы хотите достичь, излагая своё видение этой темы?  Просто написать всё, что знаете по теме, как на экзамене? Тогда это не будет эссе. Надо попытаться в рамках изложения своих знаний раскрыть еще и личностное отношение к излагаемому. Как добиться эффекта "вашего присутствия" в тексте? Очень просто: продумайте в какой роли вы выступаете в своём эссе. Как учитель? Как проповедник? Как будто вы на исповеди? Как гид? Как оппонент?

Как «научить» читателя.
Работайте над эссе так, как будто действительно создаете что-то новое.
Когда вы пишете с целью «научить», подумайте над тем, что стоит рассказать об описываемом предмете. Затем поясните читателю, почему ему нужно знать об этом, а также расскажите, все, что считаете необходимым.
Попробуйте вести читателя за своей мыслью; предоставить ему множество данных, которые бы иллюстрировали или доказывали основной посыл; объяснить читателю, как каждая незаметная деталь составляет единую картину произведения; сравнить разные факты и версии, чтобы читатель понял, что есть что; расскажите ему историю, которую стоит знать, как учитель на уроке излагает новую тему.

Как поразить читателя.
Довольно часто эссе призваны удивить читателя. Надо писать так, чтобы читатель с самых первых строк почувствовал, что имеет дело с личностью, которую стоит узнать получше. Читателей эссе должно поразить что-то красивое, хорошее или настоящее, а ваша задача – помочь им оценить это, показать, почему оно достойно их внимания. Учтите, что если вы на самом деле считаете что-то красивым, хорошим или настоящим, вы можете положиться на собственный вкус, обосновывая свою позицию.
Например, если костюмы в фильме кажутся вам красивыми, помогите читателю представить, как они выглядели, и заинтересуйте их лучшими деталями. Если вы считаете, что определенная политика хороша для определенного народа, спрогнозируйте те хорошие результаты, которые произойдут в будущем, и свяжите их с проводимой политикой. Если вы поражены тем, как автор детективного романа держит вас в напряжении до самой последней страницы, постарайтесь передать это чувство читателю, приводя наиболее интересные отрывки и подчеркивая, что делает их такими интригующими. Если вы думаете, что философ попал в самую точку, объясните значительность проблемы, о которой пишет философ, и покажите, какой вклад он сделал в решение данного вопроса. И т.д.

Как тронуть читателя.
Если есть что-то значительное, что заставляет вас испытывать злость или страх, возможно, стоит рассказать об этом. Но в случае, если перед вами не стоит цель написать о себе, читателям, возможно, будет неинтересно знать, что трогает вас.
Есть три способа заставить человека сопереживать вам или хотя бы затронуть его эмоции:
- Если вы что-то чувствуете, объясните почему;
- Опишите читателю ситуацию или расскажите об опыте, впечатлившем вас;
- И если еще есть неясность, то докажите, что ваши эмоции оправданы.
Например, если вам не понравилась заключительная сцена в пьесе и вы чувствуете недовольство, почему такое произошло? Может быть, из-за незаконченных сюжетных линий? Или потому, что злодей не получил по заслугам, а главной герой ничего не сделал по этому поводу? Или подразумевалось, что пьеса будет поставлена на сцене, но вся ваша энергия ушла на чтение книги? Предположим, что причина в незаконченности сюжетной линии. Основной мыслью вашего эссе, например, должно быть то, что драматург написал такой запутанный сценарий, что читателям пришлось искать что-то хорошее в других моментах. Вы можете представить сюжетную линию из первого и второго акта и показать, что в пятом акте она теряется. Подчеркните, что если бы пьеса была написана в жанре комедии, то таким недоработкам можно было бы и не придавать особого значения, так как тут главное насмешить публику. Но если все-таки это серьезное произведение, автор нас сильно разочаровал. Ну, возможно, диалоги были ничего.
Вы также можете сказать, что эссе написано хорошо, если оно заставляет читателя встать и сделать то, к чему вы призывали. Часто, если вы затрагиваете эмоции своих читателей, вы можете подтолкнуть его к действиям, которые выражают, гасят или усиливают его чувства.
Например, если вы хотите, чтобы читатель оценил развитие характера какого-либо персонажа в книге, можете сослаться на другие книги с подобной сюжетной линией. Или хотите заставить читателя почувствовать злость по отношению к последствиям того, что написал автор, вы можете указать, что кто-то все-таки воплотил в жизнь эти последствия. Тогда, возможно, ваш читатель выйдет и остановит это! Расскажите, как труды одного экономиста пятидесятилетней давности могут оказать серьезное влияние на то, как будет проходить голосование на следующем референдуме. Или согласитесь с мнением философа-моралиста касательно того, что популярные практики обычно несут вред, убедите читателей в своей правоте и в необходимости перестать следовать им.
Цель хорошего эссе, призванного затронуть эмоции читателя, в том, чтобы он выбрал правильный путь. Может быть, он отложит чтение на середине, встанет, наденет пальто, и сделает то, к чему Вы призываете. Если вы правы и все сработает, то вы получите либо высокую оценку, либо революцию, либо спасенную цивилизацию. Если ваш совет плох, и читатель поймет это, берегитесь.

Виды эссе
Среди эссе выделяют несколько разновидностей, причем классифицируют их по-разному. Например, так:
- Литературно-критический эссе - не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, ограничиваясь общими рассуждениями о них с подчеркнутой субъективностью авторского отношения к предмету рассмотрения.
- Философский эссе - представляет собой размышления о смысле бытия, о развитии общества, о жизни и смерти, о познании истины, о добре и зле. Все эти проблемы могут обсуждать и обсуждают люди разных профессий, обладающие различным опытом и культурой. Но на протяжении многих столетий подобные вопросы обсуждались в рамках особой духовной деятельности, которую со времен античности принято называть философией. Таким образом, философский эссе - выражение глубоко личного индивидуального знания о бытии, отличающееся критическо-творческим отношением к миру и прежней системе взглядов на мир.
- Организационно-управленческий эссе - один из популярных в науке управления персоналом метод современной системы формальной оценки совершенной деятельности. Он предполагает, что оценивающему необходимо описать по предварительно разработанным оценочным стандартам, как тот или иной сотрудник выполняет свою работу. Он используется в тех случаях, когда необходимо оценить деятельность сотрудников, выполняющих весьма специфические задачи, которые трудно подвести под какие-то нормативы, и служит программе усовершенствования управления. Его целью становится улучшение исполнительской деятельности, определение вознаграждения за проделанную работу и формулировка соображений, связанных с трудовой карьерой сотрудника.
- Научно-публицистический эссе - иногда его называют просто публицистическим - часто относят к разновидностям очерка. Действительно, имея общие истоки, эти два жанра во многом схожи. Однако более свободная, раскованная манера повествования, продиктованная необходимостью публициста выговориться, вспомнить прошлое и заглянуть в будущее, стала специфической особенностью этого подвида эссе. Отход от традиционных форм общения, философичность взгляда, наполненность размышлениями, полными сомнений и колебаний, склонность к анализу собственных переживаний, - такова сущность научно-публицистического эссе.

Что обычно оценивают в эссе
I. Содержание сочинения. Верно ли вы поняли и сформулировали проблему, описанную в исходном тексте. Прокомментировали ли вы проблему, не допустив фактических ошибок, связанных с пониманием текста (важно не подменить свой комментарий пересказом текста). Верно ли вы отразили позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Выразили ли вы свое мнение по сформулированной вами проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора текста, аргументировали ли свое мнение, приведя не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы (за аргумент «я согласен» вам поставят 0 баллов).
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.  4 балла
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.  3 балла
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.  2 балла
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. 1 балл
Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.    0 баллов
II. Речевое оформление сочинения. Смысловую целостность, речевую связность и последовательность изложения: отсутствие логических ошибок и нарушений абзацного членения текста. Точность и выразительность речи, разнообразие грамматического строя речи.
III. Грамотность. Соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм, отсутствие ошибок. Если в тексте больше двух ошибок, вам поставят 0 баллов. Соблюдение речевых норм. Одна речевая ошибка не помешает получить высший балл (2), а более трех ошибок — это уже 0 баллов. Соблюдение этических норм. За одну и более этическую ошибку сразу ставят 0 баллов. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале. Максимальное количество баллов за всю письменную работу — 21. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа оценивается в 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке грамотности учитывают объем сочинения: за работу объемом от 70 до 150 слов высший балл по критериям грамотности не присваивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.

Возможная структура эссе:
Вступление — один абзац. Используйте ловушки для привлечения внимания, такие как: цитата, стихотворение, вопрос, размышления, необычные факты, идей или смешные истории. Нет необходимости высказывать в первом предложении основную мысль. Но оно должно подводить к ней или как-то относиться к главной идее или тезису, а также содержать основные положения эссе. Избегайте таких фраз, как «Это эссе про ...» или «Я собираюсь поговорить про...».
Основная часть — 2-3 абзаца. Выражайтесь понятно. Подкрепляйте основные идеи фактами, размышлениями, идеями, яркими описаниями, цитатами или другой информацией или материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя. Не допускайте тавтологии.
Заключение — один абзац. Продемонстрируйте ваш потенциал в данной области. Покажите ваши взгляды на проблему. Какие действия вы планируете в вашем будущем предпринимать в отношении данного вопроса. Укажите вашу главную мысль.

Этапы работы над эссе
Сразу уточните для себя тему,  уясните особенности заявленной темы. Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы. Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему. Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции.
Ваша позиция может быть разной. С другой стороны, позицию занять все-таки нужно – худшее, что может случиться, это нейтральная позиция. Если Вы будете нейтральными, потеряете баллы. Эссе вам задают для того, что бы проверить, на сколько хорошо Вы умеете отстаивать и аргументировать позицию. Нередко для аргументации своей позиции Вам потребуется привести примеры из личного опыта. Другими словами, Ваше мнение должно быть подкреплено определенными фактами. В хорошем эссе бывает обычно три или больше аргумента, подкрепленных фактами.
Следующий шаг — эскиз. Определите желаемый объем и цель каждой составной части. Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи. создайте из наиболее удачных мыслей каркас будущей работы.
Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры. Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя. Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.
Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно, как правило, отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос. Старайтесь отвечать четко на этот поставленный вопрос и не отклоняйтесь от темы: текст эссе должен "привораживать", быть динамичным и содержать что-то новое или любопытное для читателя. За текстом эссе читатель должен постоянно ощущать, "видеть" его автора - живого человека. Развейте следование этой главной мысли в каждой составной части, начните усложнять конструкции, используя придаточные и развернутые описания. Используйте «сильные» глаголы и переделайте пассивный залог в активный. В завершение проверьте грамматику и синтаксис. Если у Вас нет на уме фактов, просто придумайте их. Читатели Вашего эссе вряд ли будут проверять на достоверность Ваш опыт или Ваши факты. Более того, им все равно. Они хотят увидеть, что Вы умеете отстоять свою позицию.
 Следующим этапом при написании эссе является грамотная расстановка акцентов: концентрируете внимание читателя вашего эссе на наиболее важных, на ваш взгляд, моментах. Проанализируйте содержание написанного. В качестве средств художественной выразительности при написании эссе приветствуется использование различных метафор, ассоциаций, сравнений, приведение афоризмов, цитат (однако не стоит забывать о том, что эссе - это всё-таки личное мнение и увлекаться цитированием не стоит), проведение параллелей и аналогий и.п. Живость и динамичность тексту эссе обычно придают вопросы, неожиданные переходы, непредсказуемые выводы.
Далее проверьте стиль и грамотность своего творения; проверьте текст на соответствие основным признакам: композиционное, стилистическое единство; связность; логичность; законченность.
Затем внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий